Последняя крупная индексация военных пенсий была в 2012 году. Тогда доход защитников Родины в отставке был увеличен приблизительно на 60%. С тех пор индексация проводилась периодически, но медленнее, чем планировалось изначально.
Получателями выплат являются бывшие сотрудники:
- УФСИН;
- Минобороны;
- госнаркоконтроля;
- противопожарной службы;
- полиции;
- иные категории граждан (вдовы, несовершеннолетние дети погибших военнослужащих и т.д.).
Величина выплат
Размер пенсии определяется как сумма окладов по званию и по должности и надбавки за выслугу лет, скорректированная на понижающий коэффициент и умноженная на 50% плюс 3 (или 1)% за каждый год выслуги сверх 20 лет. К полученной величине добавляется 1000 руб. (спецдоплата от Президента РФ). Если условия прохождения службы признаны особыми, то применяется районный коэффициент.
Повышение должно производиться ежегодно на величину на 2%, превышающую уровень инфляции. Если Правительство РФ заявляет о том, что цены растут ежегодно на 5-7%, то и рост доходов отставников должен быть не менее 7-9% каждый год. Но на практике динамика несколько иная (см. табл.)
Дата индексации | Индексация окладов, % | Корректирующий коэффициент, % |
2012 г. | 0 | 54 |
01.01.2013 | 0 | 56 |
01.10.2013 | 0 | 58 |
01.01.2014 | 0 | 60,05 |
01.10.2014 | 0 | 62,12 |
Итого рост доходов составил:
- в 2013 г. – 100% х 58% / 54% = 107,4%;
- в 2014 г. – 100% х 62,12% / 58% = 107,1%.
Официальный уровень инфляции:
- 2013 г. – 6,45%;
- 2014 г. – 6,28% (по состоянию на 01.10.2014 г.).
Ни одна индексация, начиная с 2013 г., не соответствует наказу Президента РФ о двухпроцентном росте выплат.
2015 г. и рост пенсий
В сентябре 2014 г. в Госдуму Правительство РФ направило проект бюджета на последующие три года.
Изначально предполагалось, что понижающий коэффициент с 01.01.2015 г. вырастет на 2%, а в октябре 2015 г. еще на 5-6%. Но январское повышение 2015 г. все-таки могут отменить, а величина октябрьского повышения остается неизвестной.
В Госдуму уже направлен проект закона о приведении дохода военных пенсионеров, проживающих в Крыму, в соответствии с уровнем дохода их российских собратьев. Это планируется сделать уже с 01.01.2015.
«Национальная оборона» в 2015-2017 гг.
Хотя граждан России активно призывают выходить на пенсию попозже в связи с дефицитом средств в ПФР, то есть добровольно согласиться на увеличение пенсионного возраста, расходы на оборону страны растут. Учитывая внешнеполитическую ситуацию в стране, это правильно. Но и о маленьких людях помнить нужно.
Предполагается увеличение военных расходов на:
- 21,2% (3,032 трлн. руб.) по сравнению с 2014 г.;
- 7,8% (3,23 трлн. руб.) в 2016 г.;
- 4% (3.36 трлн. руб.) в 2017 г.
Но существенных изменений в пенсионном обеспечении не предусмотрено - определены более скромные цифры. Индексация в 2016 г., и в 2017 г. предполагается всего по 2%.
Аналитики прогнозируют, что рост выплат все-таки будет производиться хотя бы на уровне вычисленной официально инфляции. При благоприятном стечении обстоятельств превысят ее на 2%.
Хотя значительная индексация военных пенсий и не заложена в трехлетний бюджет, но запланирован рост затрат на денежное довольствие. Расходы будут увеличены, так как планируется:
- увеличение численности военнослужащих-контрактников (сержантов и солдат);
- повышение денежного содержания.
Последний фактор может сказаться и на пенсионерах: в основу формулы заложены размеры окладов по должности и по званию. Рост данных показателей должен автоматически привести к увеличению выплат военнослужащим, ушедшим на покой. Можно предположить, что именно по этой причине понижающий коэффициент в 2015-2017 гг. будет расти так медленно. Но это оптимистичный прогноз.
Заключение
Итого военные пенсионеры имеют:
- понижающий коэффициент – они единственные среди всех категорий пенсионеров «осчастливленные» такой коррекцией;
- темпы роста выплат ниже, чем гражданским лицам:
- социальные пенсии выросли в 2013 г. на 1,81%, в 2014 – на 17,1%;
- трудовые
с 01.01.2013 г. на 6,6%,
с 01.04.2013 еще на 3,3,
на 6,5% с 01.02.2014 г.,
на 1,7% с 01.04.2014 г.;
- вероятное повышение пенсионного возраста, которое активно пропагандируется среди гражданских, но также планируется и у военнослужащих. Предполагается увеличение предельного возраста пребывания на службе еще на 5 лет. Подобные проекты уже вносились на рассмотрение в Госдуму, но пока отвергались;
- ограничение прав в получении трудовой пенсии, если военный пенсионер продолжает работать, а его работодатель честно делает соответствующие отчисления в ПФР (от законодательно закрепленной обязанности и Минобороны, и ПФР не учитывать часть гражданского стажа до отказа в фиксированной выплате).
Существенно улучшить положение можно:
- отменив понижающий коэффициент;
- индексируя выплаты хотя бы с двухпроцентным опережением уровня официальной инфляции;
- производя честный учет стажа и выслуги лет.